Святитель Тихон Задонский
О ДОЛЖНОСТИ ПАСОМЫХ К ПАСТЫРЯМ
Пастыри зде
разумеются епископы и священники. Самое имя ПАСТЫРЬ показует,
каковы должны быть они: ибо пасут не скот бессловесный, но овцы Христовы
словесные, людей, по образу Божию
сотворенных и кровию Христа Сына Божия
искупленных.
Внимай убо
сему, возлюбленный пастырь!
Сана или чести сея не должен ты проискивать, но
звания ожидать.
Когда зовешися,
рассуждай себя, можеши ли толикое
бремя поднять и носить?
Когда не можешь, не касайся,
да не отяготит тебя и погрузит в бездну. Надобно тому исправить
себя, кто хощет других исправлять; надобно прежде
научить себя, кто хощет других учить; надобно быть
осторожным самому, кто хощет других пасти и спасать;
надобно быть добрым самому, кто хощет других стерещи и сохранять; надобно самому идти наперед, кто хощет вождем быть, и путь другим показывать, и вести их к
отечеству; надобно быть СВЕТОМ МИРА, которым все просвещаются, СОЛИЮ
ЗЕМЛИ, надобно прежде самому чистым и непорочным быть, кто хощет
и других быть молитвенником к Богу; надобно, дабы самого совесть не обличала, кто
хощет других за грехи обличать, да не услышит : ВРАЧУ, ИСЦЕЛИСЯ САМ. Рассуждай сия,
возлюбленне, и тяжчайшего
сил твоих бремени не касайся.
Пастырь должен людей учить неотменно, к истинному покаянию приводить, страх Божий и любовь
в сердцах человеческих насаждать, бесстрашных и нераскаяных
грешников Судом Божиим устрашать, смущаемых и сомнящихся и ко отчаянию склонных милостию Божиею и евангельским
утешением ободрять, суеверия, расколы и ереси искоренять. Все тое учение от источник Израилевых -
Священных Книг слова Божия почерпать и подавать
людям, себе подчиненным.
Место учения есть храм
святой, однако ж пастырь везде, где не бывает
собрание, может и должен учения преподавать, когда случай будет. В сем деле
есть пример всем пастырям Христос Спаситель мира, Который не токмо
в храме Соломоновом учил, но и в домах, и в пустыне, и прочих местах. Случай
подаст пастырю тщательному и остроумному, что и где говорить, как сие видим и во Евангелии. За трапезою сидя, может о трапезе Царствия
небесного говорить, и прочее.
Что имеешь говорить людям, тое прежде должно довольно рассудить и доброе разуметь, и тако людям предлагать. Пища прежде варится, и солию растворяется, и тако на
трапезе представляется, и угодна и полезна бывает ядущим. Тако пастырю пищу Божия слова должно прежде внутрь сердца своего сварить, и солию разума растворить, и тако
алчущим людям духовную трапезу представлять, иначе пастырь удобно может в слове
погрешить.
Понеже двоякие люди суть,
бесстрашно живущие, и страхом Суда Божия сокрушенные,
и алчущие утешения, то пастырь долг имеет в своем слове Закон Божий и Суд Божий на
бесстрашных предлагать и тем их к истинному покаянию и сокрушению приводить. Сокрушенным же и печальным и смущаемым в совести евангельское
утешение подавать. ВЕРНО СЛОВО И ВСЯКОГО ПРИЯТИЯ
ДОСТОЙНО, ЯКО ХРИСТОС ИИСУС ПРИИДЕ В МИР ГРЕШНИКИ СПАСТИ.
Слово обличительное иначе
говориться вообще, иначе к единому некоему лицу.
Когда вообще говориться, то
можно строжае и острее говорить, дабы слышащие
грешники почувствовали удар страха в сердцах своих, и тако
бы от сна греховного пробудились. Сие видим в
пророческих и апостольских писаниях. Но когда к одному какому человеку хощешь обличительное слово говорить, и за известный тебе и
ему грех, в таком случае опасно говори, да, хотя едину
язву исцелить, не более уязвишь, времени и случая к
тому ищи. Нет лучшего случая, как когда он сам исповедует свой грех тебе: тогда
ты всё можешь ему говорить, только ласково говори и с сожалением, а не с гневом,
дабы он знал, что ты от любви говоришь и искренно желаешь ему спастись.
Когда люди, какие бы они ни
были, беззаконнуют, и ты известно знаешь, крайне
берегись молчать, но везде безакония их в слове твоем
обличай, да не уподобишься псу немому, который не лает, хотя тати находят на
дом и расхищают его, и волки нападают на стадо и поражают тое. Стани зде, возлюбленне,
и показуй пастырское дело свое, хотя бы следовало и
пострадать. В сем деле имеешь во образ себе пророков, и
апостолов, и святителей Христовых, в древности поживших.
Богатым и высоким людям ,
которые в пышности и гордости мира сего живут, ласкать берегись и пороки их
уменьшать, или, что горше того, за ничто поставлять, да не вместо учителя
ласкателем будешь, но всякий порок прямо обличай и истину везде и всегда
свидетельствуй, Божие бо
слово говоришь, яко посланник Божий. Пусть вси
таковые знают, что ты пастырь еси их и учитель и
слово о них имеешь воздать праведному Судие.
Ради похвалы и славы человеческия
берегись Божие слово
говорить, да не погрешишь пред Богом, похищая себе тое, что не твое. Божие слово дано ради спасения человеческого и прославления
и имени Божия – на сей конец и проповедати
тое должно. Когда по надлежащему должность пастырскую будешь исправлять, то
будешь похвалу иметь, хотя и не хощешь, однако же не от всех. Добрые и тщательные о своем спасении будут ненавидить и поносить: не всем бо все
нравится.
Чему людей подчиненных тебе
учишь, тое все сам прежде ты должен делать. Тако
будешь и словом и делом учить, когда нравы и житие твое слову согласны будут. На
высоком месте сидишь и пред всеми стоишь: все убо на
тебя и смотрят, и что делаешь и говоришь, примечают. Учи убо
их добру и словом и примером твоим, да и слышат от уст твоих полезное слово, и
видят образ доброго жития твоего, и тако словом и
житием твоим пользуются. Возлюбленне! Буди людям
твоим свет и словом и житием, буди соль их, буди вождь ко
отечеству, а не столп на пути стоящий: указывай им путь и сам на перед иди.
Стереги их, яко сторож, и сам стерегись, возвещай им волю Божию,
но сам прежде твори. Зови на великую вечного блаженства вечерю, но и сам на перед иди.
Как самого пастыря, так и
людей тщание и дела без помощи Божией не исправляют и
успеха не получают. Сего ради пастырь долг имеет о
себе и о людях прилежно Богу молитися, да и ему и
всем людям поможет. Какими добродетельми украшен и
как тщателен пастырь должен быть, в первом и во втором
посланиях к Тимофею и в посланиях к Титу апостол изображает. Читай сам, и
увидишь. Примечания достойно слово его: ПОДОБАЕТ ЕПИСКОПУ (и пресвитеру) БЫТИ
НЕПОРОЧНУ, …ТРЕЗВЕНУ, ЦЕЛОМУДРУ, БЛАГОГОВЕЙНУ, ЧЕСТНУ, СТРАНОЛЮБИВУ, УЧИТЕЛЬНУ,
НЕ ПИЯНИЦЕ, НЕ СВАРЛИВУ, НЕ МШЕЛОИМЦУ, НЕ КРОТКУ, ( НЕ ЗАВИСТЛИВУ), НЕ
СРЕБРОЛЮБЦУ, СВОЙ ДОМ ДОБРЕ ПРАВЯЩУ,ЧАДА ИМУЩУ В
ПОСЛУШАНИИ СО В СЯКОЮ ЧИСТОТОЮ.
Понеже пастырь слово Божие глаголет, то чему учит, прилежно внимай тому, христианине,
и по тому твори . О сем глаголет апостол: ПОВИНУЙТЕСЯ
НАСТАВНИКОМ ВАШИМ И ПОКАРЯЙТЕСЯ: ТИИ БО БДЯТ О ДУШАХ ВАШИХ, ЯКО СЛОВО ВОЗДАТИ
ХОТЯЩЕ: ДА С РАДОСТИЮ СИЕ ТВОРЯТ, А НЕ ВОЗДЫХАЮЩЕ: НЕСТЬ БО ПОЛЕЗНО ВАМ СИЕ.
Пастырь есть Божий посланник,
который от Бога к тебе посылается, и возвещает тебе путь спасения, и зовет тебя
именем Божиим
в вечное Его Царство. Сего ради почитай его, яко посланника Божия, так великая благая тебе возвещающего и к ним тебя зовущего. ИЖЕ
ВАС ПРИЕМЛЕТ, МЕНЕ ПРИЕМЛЕТ, - глаголет Господь. Приемли убо и почитай пастыря, яко
Христова посланника.
Понеже пастырь о общей пользе промышляет и как о всех, так и о тебе
печется, да вечное спасение получат все, то люби его, яко отца и благодетеля
своего, и буди ему благодарен. Называешь ты его отцом –добре:
рождает он как всех, так и тебя ,не к временному, но к вечному животу. Люби убо и ты
его, яко толикого отца твоего. Любишь отца по плоти -
кольми паче сего отца должно любить.
Печется он и промышляет он о всех и о тебе - не оставляй же и ты его в нужде, и чего
требует, в том помогай ему и исполняй его недостатки, да и время имеет о общей
пользе пещися и промышлять. Кто о
всех печется и промышляет, о том надобно и всем промышлять. Тако
взаимною любовию и благотворением не без успеха и общая польза будет.
Понеже многие в народе суть недоброхотные, и
пастырского обличения не любят, и по своей воле хотят жить, и не мало клевет на
пастыря вымышляют и рассевают, то когда услышишь клевету на пастыря и зол слух,
не верь тому и загради уста твои, да не иному кому скажешь о том. Иначе тяжко
согрешишь, яко зло за добро воздашь, что великое есть беззаконие. Тяжко
простого человека, кольми паче пастыря оклеветать
и обесславить. Оттуда и в людях великое
нестроение, и пастырю презрение и непослушание последует, а тако
и труд его бесполезен может быть. Прилежно внимай
сему, берегись злого слуха на пастыря: много паче сам злый
слух о нем пронести, да не мстительную руку Божию на
себе познаешь.
Ежели какие немощи, каковые и
в благочестивых бывают , в пастыре увидишь, не
соблазнись и не осуди его, но помяни, что и пастырь такожде
человек, как и прочие, тыяжде немощи имеет, как и
прочие люди.
Понеже пастырь многим
искушениям подлежит, и на него наипаче диавол и злые его служители восстают, и по тому
требует особливыя Божия
помощи и подкрепления, то как всем людям, так и тебе
должно о нем молитися Богу, да поможет ему и укрепит
его. Благополучие дому от доброго хозяина, и благополучие воинов от доброго
полководца, и благополучие плавающего корабля от доброго кормчия
зависит. Молися убо, дабы
пастырь мудр и добр был, и общество христианское благополучно будет.
Когда пастырь не делает того
сам, чему учит, но противно учению живет, внимай слову Христову, которое о таковых пастырях глаголет: НА МОИСЕОВЕ
СЕДАЛИЩЕ СЕДОША КНИЖНИЦЫ И ФАРИСЕИ: ВСЯ УБО, ЕЛИКА АЩЕ РЕКУТ ВАМ БЛЮСТИ, СОБЛЮДАЙТЕ
И ТВОРИТЕ: ПО ДЕЛОМ ЖЕ ИХ НЕ ТВОРИТИ: ГЛАГОЛЮТ БО И НЕ ТВОРЯТ.
©
ППДУ
2005г.