Святитель Тихон Задонский

 

О ДОЛЖНОСТИ ПАСТЫРЕЙ.. 2

О ДОЛЖНОСТИ ПАСОМЫХ К ПАСТЫРЯМ... 14


 

О ДОЛЖНОСТИ ПАСТЫРЕЙ

 

Пастыри зде разумеются епископы и священники. Самое имя ПАСТЫРЬ показует, каковы должны быть они: ибо пасут не скот бессловесный, но овцы Христовы словесные, людей, по образу Божию сотворенных и кровию Христа Сына Божия искупленных.

Внимай убо сему, возлюбленный пастырь!

Сана или чести сея не должен ты проискивать, но звания ожидать.

Когда зовешися, рассуждай себя, можеши ли толикое бремя поднять и носить?

Когда не можешь, не касайся, да не отяготит тебя и погрузит в бездну. Надобно тому исправить себя, кто хощет других исправлять; надобно прежде научить себя, кто хощет других учить; надобно быть осторожным самому, кто хощет других пасти и спасать; надобно быть добрым самому, кто хощет других стерещи и сохранять; надобно самому идти наперед, кто хощет вождем быть, и путь другим показывать, и вести их к отечеству; надобно быть СВЕТОМ МИРА, которым все просвещаются, СОЛИЮ ЗЕМЛИ, надобно прежде самому чистым и непорочным быть, кто хощет и других быть молитвенником к Богу; надобно, дабы самого совесть не обличала, кто хощет других за грехи обличать, да не услышит : ВРАЧУ, ИСЦЕЛИСЯ САМ. Рассуждай сия, возлюбленне, и тяжчайшего сил твоих бремени не касайся.

Пастырь должен людей учить неотменно, к истинному покаянию приводить, страх Божий и любовь в сердцах человеческих насаждать, бесстрашных и нераскаяных грешников Судом Божиим устрашать, смущаемых и сомнящихся и ко отчаянию склонных милостию Божиею и евангельским утешением ободрять, суеверия, расколы и ереси искоренять. Все тое учение от источник Израилевых - Священных Книг слова Божия почерпать и подавать людям, себе подчиненным.

Место учения есть храм святой, однако ж пастырь везде, где не бывает собрание, может и должен учения преподавать, когда случай будет. В сем деле есть пример всем пастырям Христос Спаситель мира, Который не токмо в храме Соломоновом учил, но и в домах, и в пустыне, и прочих местах. Случай подаст пастырю тщательному и остроумному, что и где говорить, как сие видим и во Евангелии. За трапезою сидя, может о трапезе Царствия небесного говорить, и прочее.

Что имеешь говорить людям, тое прежде должно довольно рассудить и доброе разуметь, и тако людям предлагать. Пища прежде варится, и солию растворяется, и тако на трапезе представляется, и угодна и полезна бывает ядущим. Тако пастырю пищу Божия слова должно прежде внутрь сердца своего сварить, и солию разума растворить, и тако алчущим людям духовную трапезу представлять, иначе пастырь удобно может в слове погрешить.

Понеже двоякие люди суть, бесстрашно живущие, и страхом Суда Божия сокрушенные, и алчущие утешения, то пастырь долг имеет в своем слове  Закон Божий и Суд Божий на бесстрашных предлагать и тем их к истинному покаянию и сокрушению приводить. Сокрушенным же и печальным и смущаемым в совести евангельское утешение подавать. ВЕРНО СЛОВО И ВСЯКОГО ПРИЯТИЯ ДОСТОЙНО, ЯКО ХРИСТОС ИИСУС ПРИИДЕ В МИР ГРЕШНИКИ СПАСТИ.

Слово обличительное иначе говориться вообще, иначе к единому некоему лицу.

Когда вообще говориться, то можно строжае и острее говорить, дабы слышащие грешники почувствовали удар страха в сердцах своих, и тако бы от сна греховного пробудились. Сие видим в пророческих и апостольских писаниях. Но когда к одному какому человеку хощешь обличительное слово говорить, и за известный тебе и ему грех, в таком случае опасно говори, да, хотя едину язву исцелить, не более уязвишь, времени и случая к тому ищи. Нет лучшего случая, как когда он сам исповедует свой грех тебе: тогда ты всё можешь ему говорить, только ласково говори и с сожалением, а не с гневом, дабы он знал, что ты от любви говоришь и искренно желаешь ему спастись.

Когда люди, какие бы они ни были, беззаконнуют, и ты известно знаешь, крайне берегись молчать, но везде безакония их в слове твоем обличай, да не уподобишься псу немому, который не лает, хотя тати находят на дом и расхищают его, и волки нападают на стадо и поражают тое. Стани зде, возлюбленне, и показуй пастырское дело свое, хотя бы следовало и пострадать. В сем деле имеешь во образ себе пророков, и апостолов, и святителей Христовых, в древности поживших.

Богатым и высоким людям , которые в пышности и гордости мира сего живут, ласкать берегись и пороки их уменьшать, или, что горше того, за  ничто поставлять, да не вместо учителя ласкателем будешь, но всякий порок прямо обличай и истину везде и всегда свидетельствуй, Божие бо слово говоришь, яко посланник Божий. Пусть вси таковые знают, что ты пастырь еси их и учитель и слово о них имеешь воздать праведному Судие.

Ради похвалы и славы человеческия  берегись Божие слово говорить, да не погрешишь пред Богом, похищая себе тое, что не твое. Божие слово дано ради спасения человеческого и прославления и имени Божия – на сей конец и проповедати тое должно. Когда по надлежащему должность пастырскую будешь исправлять, то будешь похвалу иметь, хотя и не хощешь, однако же не от всех. Добрые и тщательные о своем спасении будут ненавидить и поносить: не всем бо все нравится.

Чему людей подчиненных тебе учишь, тое все сам прежде ты должен делать. Тако будешь и словом и делом учить, когда нравы и житие твое слову согласны будут. На высоком месте сидишь и пред всеми стоишь: все убо на тебя и смотрят, и что делаешь и говоришь, примечают. Учи убо их добру и словом и примером твоим, да и слышат от уст твоих полезное слово, и видят образ доброго жития твоего, и тако словом и житием твоим пользуются. Возлюбленне! Буди людям твоим свет и словом и житием, буди соль их, буди вождь ко отечеству, а не столп на пути стоящий: указывай им путь и сам на перед иди. Стереги их, яко сторож, и сам стерегись, возвещай им волю Божию, но сам прежде твори. Зови на великую вечного блаженства вечерю, но  и сам на перед иди.

Как самого пастыря, так и людей тщание и дела без помощи Божией не исправляют и успеха не получают. Сего ради пастырь долг имеет о себе и о людях прилежно Богу молитися, да и ему и всем людям поможет. Какими добродетельми украшен и как тщателен пастырь должен быть, в первом и во втором посланиях к Тимофею и в посланиях к Титу апостол изображает. Читай сам, и увидишь. Примечания достойно слово его: ПОДОБАЕТ ЕПИСКОПУ (и пресвитеру) БЫТИ НЕПОРОЧНУ, …ТРЕЗВЕНУ, ЦЕЛОМУДРУ, БЛАГОГОВЕЙНУ, ЧЕСТНУ, СТРАНОЛЮБИВУ, УЧИТЕЛЬНУ, НЕ ПИЯНИЦЕ, НЕ СВАРЛИВУ, НЕ МШЕЛОИМЦУ, НЕ КРОТКУ, ( НЕ ЗАВИСТЛИВУ), НЕ СРЕБРОЛЮБЦУ, СВОЙ ДОМ ДОБРЕ ПРАВЯЩУАДА ИМУЩУ В ПОСЛУШАНИИ СО В СЯКОЮ ЧИСТОТОЮ.

                                 

 

О ДОЛЖНОСТИ ПАСОМЫХ К ПАСТЫРЯМ

 

Понеже пастырь слово Божие глаголет, то чему учит, прилежно внимай тому, христианине, и по тому твори . О сем глаголет апостол: ПОВИНУЙТЕСЯ НАСТАВНИКОМ ВАШИМ И ПОКАРЯЙТЕСЯ: ТИИ БО БДЯТ О ДУШАХ ВАШИХ, ЯКО СЛОВО ВОЗДАТИ ХОТЯЩЕ: ДА С РАДОСТИЮ СИЕ ТВОРЯТ, А НЕ ВОЗДЫХАЮЩЕ: НЕСТЬ БО ПОЛЕЗНО ВАМ СИЕ.

Пастырь есть Божий посланник, который от Бога к тебе посылается, и возвещает тебе путь спасения, и зовет тебя именем Божиим  в вечное Его Царство. Сего ради почитай его, яко посланника Божия, так великая благая  тебе возвещающего и к ним тебя зовущего. ИЖЕ ВАС ПРИЕМЛЕТ, МЕНЕ ПРИЕМЛЕТ, - глаголет Господь. Приемли убо и почитай пастыря, яко Христова посланника.

Понеже пастырь о общей пользе промышляет и как о всех, так и о тебе печется, да вечное спасение получат все, то люби его, яко отца и благодетеля своего, и буди ему благодарен. Называешь ты его отцом –добре: рождает он как всех, так и тебя ,не к временному, но к вечному животу. Люби убо и ты его, яко толикого отца твоего. Любишь отца по плоти - кольми паче сего отца должно любить.

Печется он и промышляет он о всех и о тебе - не оставляй же и ты его в нужде, и чего требует, в том помогай ему и исполняй его недостатки, да и время имеет о общей пользе пещися и промышлять. Кто о всех печется и промышляет, о том надобно и всем промышлять. Тако взаимною любовию и благотворением  не без успеха и общая  польза будет.

Понеже  многие в народе суть недоброхотные, и пастырского обличения не любят, и по своей воле хотят жить, и не мало клевет на пастыря вымышляют и рассевают, то когда услышишь клевету на пастыря и зол слух, не верь тому и загради уста твои, да не иному кому скажешь о том. Иначе тяжко согрешишь, яко зло за добро воздашь, что великое есть беззаконие. Тяжко простого человека, кольми паче пастыря оклеветать и  обесславить. Оттуда и в людях великое нестроение, и пастырю презрение и непослушание последует, а тако и труд его бесполезен может быть. Прилежно внимай сему, берегись злого слуха на пастыря: много паче сам злый слух о нем пронести, да не мстительную руку Божию на себе познаешь.

Ежели какие немощи, каковые и в благочестивых бывают , в пастыре увидишь, не соблазнись и не осуди его, но помяни, что и пастырь такожде человек, как и прочие, тыяжде немощи имеет, как и прочие люди.

Понеже пастырь многим искушениям подлежит, и на него наипаче диавол  и злые его служители восстают, и по тому требует особливыя Божия помощи и подкрепления, то как всем людям, так и тебе должно о нем молитися Богу, да поможет ему и укрепит его. Благополучие дому от доброго хозяина, и благополучие воинов от доброго полководца, и благополучие плавающего корабля от доброго кормчия зависит. Молися убо, дабы пастырь мудр и добр был, и общество христианское благополучно будет.

Когда пастырь не делает того сам, чему учит, но противно учению живет, внимай слову Христову, которое о  таковых пастырях глаголет: НА МОИСЕОВЕ СЕДАЛИЩЕ СЕДОША КНИЖНИЦЫ И ФАРИСЕИ: ВСЯ УБО, ЕЛИКА АЩЕ РЕКУТ ВАМ БЛЮСТИ, СОБЛЮДАЙТЕ И ТВОРИТЕ: ПО ДЕЛОМ ЖЕ ИХ НЕ ТВОРИТИ: ГЛАГОЛЮТ БО И НЕ ТВОРЯТ.

 

© ППДУ 2005г.

Хостинг от uCoz